Библиотека Ивана Грозного



Уже четыре века не дает покоя кладоискателям и всевозможным авантюристам легендарная «Либерея» — библиотека Ивана Грозного. Кажется, еще вот-вот, еще один спуск под землю, еще одна экспедиция — и сокровища наверняка найдут. Но спуск следует за спуском, одна экспедиция сменяет другую, но и по сей день вопросов здесь больше, чем ответов.

А легенда, связанная с «Либерией», такова. Знаменитая библиотека (вернее будет сказать ее основная часть) была тайно вывезена из Рима (по другим сведениям, из Византии) в Москву в качестве подарка и приданого племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, которая вышла замуж за великого московского князя Ивана III (не Грозного, тот был рваном IV).

Несколько возов книг и рукописей, среди которых были рукописные книги Ветхого и Нового Завета, древиеарийские и древнееврейские рукописи, книги Цицерона и Аристотеля, прибыли в столицу Руси. Как всякая попавшая в Кремль ценность она была, тут же спрятана в надежное подземелье и пребывала там до восшествия на престол Ивана Грозного.

Вспомним, ведь русского книгопечатания в то время еше не существовало. Первая книга, как известно, была напечатана Иваном Федоровым только в 1564 году. Вот почему доставленные в Москву духовные и конечно же материальные сокровища были по тем временам необходимым подспорьем для царской учености и кругозора. Надо отметить, что Иван Грозный любил почитывать древние тексты, думал над ними, заставлял дьяков отмечать особо важные постулаты, чтобы применить и* в управлении государством. Известно и другое: мало кто кроме него пользовался «Либерией». Поэтому слухи о ее «несуществовании» — небеспочвенны. Правда, сохранился в летописях эпизод, когда один иностранец, гостивший у Грозного, краем глаза якобы видел подземные отсеки и чуланы с книгами.

Короче говоря, библиотека исчезла из поля зрения с момента переезда царя в Александровскую слободу. Все. Точка. С той поры в истории России не так часто происходили такие мистическо-детективные события, как с «Либерией». Версий о ее исчезновении существует великое множество. По одной ее не существовало вовсе. Дескать, выдумки все это. Иначе сохранилась бы хоть одна книга, тем более что на многих из них якобы были оттиски печати фамильной принадлежности. Другая версия — библиотека была разворована и покниж-но разошлась по Руси. Но снова тот же вопрос: почему никто не видел в глаза ни единой книги, ни одной странички? Множество иных, более трагических версий тоже имелось в изобилии: говорили, что библиотека сгорела при пожаре, ее съели крысы, она сгнила в подземных водах, ее замуровали в глубоких подвалах множества городов, и все книги из вредности сожгли поляки в 1611 году. Но это только малая часть имеющихся гипотез.

Масло в огонь подливало невразумительное свидетельство дьяка Федора Макарьева, который в 1682 году по поручению царевны Софьи посещал кремлевские подземелья. Я уже писал о том, что он обнаружил там тщательно запертое помещение с коваными сундуками. Старшая сестра Петра I по непонятной причине не стала разбираться с находкой, лишь наказав дьяку больше в подземелья не лазить. Почему так? Была заранее уверена в том* что содержимое сундуков ей никак не пригодится? Знала, что там не было никаких ценностей? А если там лежала бесценная библиотека, то продать ее было практически невозможно.

К тому же у нас нет никакой уверенности в том, что дьяк видел именно спрятанную библиотеку Грозного. И если даже это была и она, то почему ее хранили в относительно легкодоступном проходе, изначально предназначенном для организации тайного водоснабжения и переброски резервов в период неприятельской осады? Как ни бесследно исчезла прославленная библиотека, а искали ее регулярно, причем на самом высоком уровне. Во времена Анны Иоанновны тоже была предпринята очередная попытка выяснить, что же лежит в кремлевских подземельях, но Сенат наложил на эту идею запрет, и поиски прекратились. Разыскивал ее князь Щербатов. Сиятельная персона возглавила поиски в 1894 году. Ничего не нашли. Думаете, это кого-либо остановило? Ничего подобного. Искали и в начале XX века.

Вначале это были... немцы. Памятуя о том, что именно их предкам и соотечественникам Иван Грозный намеревался доверить перевод античных рукописей, немецкие ученые решили, что они-то библиотеку точно найдут. И если не в кремлевских подземельях, то в каких-нибудь старых архивах. Профессор Маттеи получил от властей добро на исследование фондов провинциальных библиотек и столичных культурологических ведомств. Искал он долго и упорно, даже стащил из них кое-что в свое личное пользование. Вслед за ним приехал профессор Эдуард Тремер. Он оказался человеком порядочным. Ничего не украл и даже указал русским на наиболее вероятное местонахождение царской библиотеки — Тсремный дворец. Именно там, по его мнению, вот уже много веков пылятся бесценные рукописи. Запомним его совет на будущее.

Далее эстафету поисков подхватил ученый-востоковед Игнатий Яковлевич Стеллецкий. В 1914 году он получил от царского правительства разрешение на археологический осмотр двух кремлевских башен, но приступить к работам не успел, началась Первая мировая война. Но наш энтузиаст не успокоился. В 1933 году он пишет письмо самому Сталину: «По долгу совести советского ученого и гражданина довожу в лине Вашем до сведения советского правительства о нижеследующем. Советская наука, в частности — история материальной культуры, не отстающая в обшем от действующих темпов социалистического строительства, не является, однако, свободной от всяческих «белых пятен, каковыми надо признан», между прочим, вопросы: 1. 0 библиотеке Ивана Грозного 2. Об исторических кладах 3. и.т.п.

И Сталин ему ответил, причем положительно. В 1934 году Стеллецкому разрешили начать раскопки в Арсенальной башне. Случай по тем да и по этим временам просто небывалый Но полностью выполнить задуманную программу ему так и не удалось. Начались репрессии, затем война, и раскопки были запрещены. Профессор надеялся дождаться окончания войны и продолжить изыскания, но его подвело здоровье. В 1949 году он умер, оставив после себя три тома рукописи «Мертвые книги в московском тайнике». Название, что называется, говорит само за себя.

По наследству от Сталина интерес к поискам библиотеки перешел к Никите Хрущеву. При нем была создана комиссия, которую возглавил академик Тихомиров, а от партийных органов курировал Аджубей (зять первого лица в СССР). Комиссия провела несколько заседаний и наметила план поисков библиотеки на территории Кремля. Характерно, что при начале раскопок предполагалось зайти именно с территории Теремного дворца. Заметьте, дорогие читатели, самые осведомленные в стране люди не поехали ни в Вологду, ни в Александров, ни в Белозерско-Печерский монастырь. Никуда они не собирались ехать, понимали, что это бесполезно и никому не нужно. Они собирались извлекать книги оттуда, где они лежали всегда. Уже были наточены лопаты и завезены носилки для грунта, но тучи сгустились над головой самого Никиты Сергеевича Хрущева. Его подсидел Брежнев и отправил на принудительную пенсию.

Наши порядки известны всем. Раз рухнули высокие покровители, то и все поисковое дело, которому они покровительствовали, рухнуло тоже. Никаких реальных раскопок так и не было проведено. Но очень даже возможно, что наши размышления и догадки не имеют под собой никакого реального обоснования? Может быть, все было вовсе не так? Есть предположения о том, что в этом и без того слишком запутанном и политизированном деле не обошлось без «руки» НКВД. Мойва твердит: чекисты все же нашли сокровища и продали их, а заодно и библиотеку Грозного за рубеж. Валюта на вооружение и переоснащение промышленности была важнее старых книг. Немыслимо? Но почему же? Продавали все и вся. Вся страна была на продажу. Одному Хаммсру продали за бесценок целую коллекцию живописных полотен из Эрмитажа. Хотя существует и другое предположение. Спецслужбы давно знают, что хранится в Кремле. За многие десятилетия безраздельного «хозяйствования» они смогли доподлинно выяснить, что и где спрятано. Но открывать общественности свои знания ие торопятся по вполне понятным причинам.

И тут, как в дешевых романах, внезапно появляется некий «единственный свидетель», который дает ключик к разгадке старинной тайны. Житель Москвы Апполос Иванов, когда-то ра ботавший в управлении строительства дворца Советов, который мечтали возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, утверждает, что однажды через тайную дверь проник п некое подземелье, где обнаружились какие-то кладовые. Разумеется, у него мгновенно возникла мысль о том, что в кладовых лежит ие менее как библиотека Ивана Грозного. И, естественно, у него рождается мысль открыть страшную тайну лично мэру Москвы.

После приватной беседы Юрий Михайлович срочно создает комиссию по поискам «Либерии» и даже выделяет из бюджета Москвы необходимые деньги. (Правда, не очень понятно, на какие, собственно, цели выделили деньги. Если на то, чтобы добраться до уже выявленного подвала — кладовой, то для этого много не надо.) Еще большее удивление и подозрение вызвало то, что руководить процессом «поисково взялся известный в прошлом коммерсант Герман Стерлигов, якобы клявшийся чуть ли не на Библии, что непременно найдет исчезнувшую библиотеку. Теперь очень было бы интересно почитать отчеты той комиссии «по поискам» и выяснить, куда же пошли щедро выделенные денежки?

Но может быть, бизнесменом двигали самые благие намерения? Перед нами один из выпусков «Коммерсанта» за 1997 год с броским заголовком — «Герман Стерлигов решил перехитрить Ивана Грозного». Решить-то он, может быть, и решил, но что из этого вышло? Что эта «акула» раннего российского бизнеса в реалии перехитрила Ивана Грозного, известий не поступало. Но то, что Стерлигов сумел обхитрить и членов Дворянского собрания, вручивших ему полмиллиона долларов наличными, и московского мэра, «отстегнувшего» еще несколько миллионов в рублях, это точно. Но поскольку на кладоискательской ниве на протяжении всей истории человечества процветало немало всяческих аферистов то мы с чистой совестью перевернем и эту позорную страницу.

Но все же где следует искать бесследно исчезнувшее сокровище? Ведь то, что это именно сокровище, надеюсь, объяснять никому не надо?! Ведь книги те начали собирать еще задолго до Ивана IV, именем которого названа библиотека. Да Софья Палеолог привезла с собой еще порядка 800 книг, а обложки некоторых из них были целиком сделаны из золота. Самая «дешевая» книга из такого собрания ныне стоит не менее 1 000000$! Одна-единственная! Так что прав был Стерлигов лишь в том, что как-то заявил, «...что невозможно даже приблизительно назвать стоимость редчайшего собрания». Хотя стоимость того или иного клада для серьезного поисковика обычно сразу отходит на второй план, а на первый план выдвигается вопрос о том, а можно ли найти этот клад в принципе. Вот давайте сейчас и подумаем над этим, самым важным вопросом.

Загадка исчезновения личной библиотеки царя Ивана Грозного много лет волнует умы ученых и археологов. В последнее время библиотекой стали интересоваться и кладоискатели. Создан штаб по ее поиску. Этот штаб намерен искать библиотеку е городе Вологде, на Соборной горе. Много лет искали пропавшее сокровище и в самом Кремле, но поиски ровным счетом ничего не дали. Искали и в Александровой слободе (современный г. Александров), но тоже безрезультатно.

Кстати с поисками в Александрове связана одна загадочна история, ныне почти забытая. В начале 1990-х годов по телеканалу ОРТ прошло сообщение о том, что библиотека Грозного найдена именно там. Вечерний выпуск программы «Время» сообщил об этом на всю страну. И в утреннем выпуске сообщение было повторено, слово в слово. И далее наступила непонятная тишина. Очень даже возможно, что часть той библиотеки было действительно найдена. Вас удивило, что была найдена только часть знаменитой библиотеки? Вы считали, что она является чем-то целым и неделимым? Напрасно считали. Библиотека претерпела столько метаморфоз и приключений, что остаться «единой и неделимой» она просто не могла. Но об этом чуть позже.

Всего существует около... 60 вариантов тайного местонахождения библиотеки в разных регионах России. И не только личной библиотеки Ивана IV, но и его личных драгоценностей. На протяжении всей жизни великого царя ему дарили многочисленные и дорогие подарки. Дарили императоры, короли, ханы, герцоги, именитые купцы и прочие известные общественные деятели того времени. Особенно царь любил бриллианты и драгоценные камни, яхонты и был большой знаток их. Так любил блестящие камешки, что даже за три дня до смерти приказывал носить себя в кресле в комнату* где они хранились, рассматривал дивные камни и показывал их англичанину Горсею. Иностранцы, особенно те, кто часто бывал в Кремле и видел груды жемчуга, горы серебра и золота, обоснованно удивлялись богатству русского царя. Современник Грозного г-н Ко-бенцель писал австрийским министрам из Москвы: «И всякий дворец имел особую кладовую, наполненную золотыми и серебряными чашами и блюдами, а кремлевский дворец превосходил богатством все иные. Одним словом, я видел сокровищ. Его Императорского Величества, королей испанского, французского, венгерского, богемского герцога и тосканского, но не видел подобных Иоановым».

Про библиотеку царя современники писали так: «Книги царя хранились в железных сундуках, запиравшихся на замки, а сами сундуки находились в трех подземных залах, частые пожары не позволяли держать книги в жилых комнатах». То, что личная библиотека царя исчезла незадолго до его смерти. — это исторический факт. Железные сундуки с книгами пропали. Но не только они! Те драгоценные пещи, что современники видели при жизни Грозного, тоже исчезли! А ведь их было громадное количество. Видимо, думая о смерти, царь задумывался и о судьбе накопленных им богатств. И он придумал, как с ними поступить,..

Из свидетельств пастора Ватермана известно, что было некое «приметное место», где были вскрыты глухие каменные подвалы, в которых хранились древние книги. Подвалы находились «около покоя царского». В XVI—XVII веках «покоевые» т.е. спальные хоромы паря находились рядом с церковью Святого Лазаря, а еше точнее, прямо напротив алтаря церкви Спаса на Бору. Личные покои князя Иоанна Васильевича III состояли из 5—7 комнат первого этажа. Второй этаж — терема и светелки. Из летописи известно, что драгоценные веши князя Ивана HI и его казна, согласно древнему обычаю, хранились в так называемых спокоях, т.е. в подвалах и подклетях каменных церквей. Местом, где хранилась казна предшественника Грозного, летописи указывают именно каменную церковь Святого Лазаря. Драгоценные же вещи его супруги Софьи Фоминичны Палеолог хранились под каменной церковью Иоанна Предтечи на Бору (у Боровицких ворот).

Значит, под сводами старинных каменных церквей Святого Лазаря и Спаса на Бору были изначально устроены глухие каменные подвалы (склепы) из белого камня. В них как нигде еще было удобно хранить драгоценные веши, так как частые и опустошительные пожары действительно были большой опасностью. Такие же мошные подвалы были и под церковью Иоанна Предтечи на Бору, Эта церковь была снесена до основания в 1847 году. При расчистке фундамента было найдено древнее кладбище. Подвалы же были много глубже кладбища, и теперь они могут находиться в 8—10 метрах от поверхности земли. В настоящее время на месте снесенной церкви находится проезжая дорога и площадь.

Восстановим хронологию событий, связанных с библиотекой московских князей и Ивана Грозного. Известно, что в 1472 году в Москву, в Кремль прибыл обоз невесты Ивана ГР. С собой она привезла 70 возов приданого. В этом обозе были и книги, числом до 800 штук. (Согласно весьма спорному списку проф. Дабелова.) По прибытии в Кремль Софья поселилась в дворце-тереме рядом с церковью Иоанна Предтечи. Она была выстроена в 1461 году на месте старой деревянной. Жилые покои князя находились недалеко, около церкви Спаса на Бору. Рядом стояла и церковь Рождества Богородицы. Эта церковь служила домовым храмом княгинь и царевен. Как бы под ней, т.е. уже почти погрузившись в землю, стояла церковь Святого Лазаря. Этот небольшой храм был выстроен еще во времена Ивана Калиты из каменных блоков, которые добывали в Дорогомилове. Камень был настолько тверд и плотен, что через него не просачивалась вода.

Церковь Рождества Богородицы была выстроена в 1396 году. А в 1480 году эта церковь, надстроенная над храмом Святого Лазаря, внезапно обрушилась и находилась в таком положении до 1514 года. Сам Иван 111 умер в 1505 году, и на престол встал его сын князь Василий III. Если он и знал про библиотеку своего отца, то не предпринял для ее спасения ничего, так как был не в ладах с отцом и жил со своей семьей отдельно. Те же, кто был более осведомлен — сама Софья, ее брат Андрей и прочие уже умерли.

В 1514 году князь Василий решил восстановить церковь Рождества Богородицы. Началось строительство под руководством архитектора Алевиза Фрязина. Во время восстановительных работ были обследованы и подвалы церкви Святого Лазаря, засыпанные обломками. Тогда же были вскрыты и глухие сводчатые подвалы, где обнаружились сложенные в лари древние книги, лежавшие там без всякой надобности. Книги были в страшной пыли, они ведь хранились не в сундуках, а открыто, но были целы, так как в подвале было сухо, и лишь с потолка сыпалась сероватая каменная пыль. Книг было очень много, поскольку там собирались со времен Дмитрия Донского.

Когда библиотеку показали князю, то он приказал найти ученого человека, способного перевести несколько богослужебных латинских и греческих книг на русский язык. В том же году были посланы в Европу грамоты с просьбой найти и прислать такого ученого человека. И такой действительно нашелся, его звали... Максим Грек. Он прибыл в Москву в 1518 году. Когда его препроводили в подвалы и показали книги, он воскликнул: «Государь! Вся Греция не имеет ныне такого богатства!»

Есчественно. что Василий III поручил ему работу по восстановлению порядка в книжном хозяйстве и переводу избранных трудов. То есть он стал первым на Руси библиотекарем, Трудился Максим Грек в княжеской библиотеке 8 лет.

За это время он, кроме всего, составил и каталог находившихся в библиотеке книг. Каталог тот до сих пор не найден, поскольку, скорее всего, он хранился в архиве Ивана Грозного, который тоже исчез. Переводами он тоже занимался. За полтора года он перевел «Толковый Псалтырь», причем работал не один, а с тремя помощниками. Затем он перевел «Триоди», Князя Василия прежде всего интересовали церковные и богослужебные книги. Большинство прочих книг, привезенных Софьей, его просто либо не интересовали, либо языки, на которых они были написаны, Греку не были известны. Так продолжалось до 1526 года. Неизвестно за какие прегрешения, но библиотекарь попал в опалу и был сослан в Псковский монастырь и заключен в келыо. Поскольку заниматься книгами стало некому, а своих грамотеев не хватало, то киязь приказал вновь замуровать подвал с совершенно бесполезными книгамигчто и было незамедлительно сделано. Со временем про подвалы все позабыли и не вспоминали аж до 1553 года.

В том году, незадолго до своей смерти, Максим Грек рассказал о хранившихся в подвале книгах Ивану Грозному и уточнил, где и какие книга там лежат. Встреча их происходила в Троицко-Сергиевом монастыре, где в то время жил опальный переводчик. Но Грозный царь не слишком-то спешил открывать заветный тайник. И только в 1565 году, через 12 лет, когда ему порекомендовали немецкого пастора Ватермана, царь приказал вскрыть заветные подвалы. Находились эти подвалы, напомним еше раз, прямо под церковью Святого Лазаря, рядом с царскими покоями.

Подвалы были вскрыты сверху, и Ватерман, который смотрел на все это варварство, выпучив глаза, так же как некогда и Грек» увидел несчастные книги в страшной пыли. Он даже предположил, что, по его мнению, эти подвалы не вскрывались сто лет. Но ученый немец немного ошибался, поскольку пребывали они в закрытом состоянии всего 39 лет. С понятным удивлением рассматривая находку, Иван Грозный конечно же заинтересовался книгами, некогда привезенными в Москву его родной бабкой Софьей Палеолог. Их-то он и повелел Ватерма-ну перевести в первую очередь. Но немец деликатно отказался (видимо, вспомнил об участи своего предшественника), мотивируя свой отказ незнанием языка, на котором те написаны.

Поняв, что почитать неожиданные «новинки» не удастся, царь приказал опять замуровать многострадальные подвалы. Он рассчитывал вернуться к этому хранилищу позже, в лучшие времена. Но времена тогда были лихими, и к спокойной жизни вовсе не располагающими. В 1571 году крымские татары полностью сожгли Москву и все деревни на 30 верст вокруг. Целым сохранился лишь Кремль. Но вот именно с этого времени о библиотеке ничего и неизвестно. Но сгореть она явно не могла, каменное подземелье не сгорает ни при каких обстоятельствах. Москэа медленно восстанавливалась из пепла, но слухи о тон* что татары могут напасть вновь, подвигли Ивана Грозного на поиски более спокойного убежища. Он послал в Новгород 450 подвод с казной. Взял туда юную супругу, обоих сыновей, царевича Михаила, братьев царицы, Григория и Александра Кот-ловских, немного бояр, всех своих любимцев, лучших дьяков и войско отборное. Некоторые историки полагают, что и книги царь увез с собой, но при этом называют множество различных городов. Среди них и Вологда, и Александровская слобода, и Новгород, и прочие. Но вот именно в этом-то пункте и существуют самые обоснованные сомнения. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Не очень понятно, зачем именно теперь ему потребовалось тащить за собой такую тяжесть? Ответьте мне, пожалуйста, зачем царю везти за собой книги... которые никто не в состоянии прочесть? Нет, он, конечно, мог возить с собой книги, и наверняка возил, но лишь те, которые мог прочитать сам. Но эти книги были в его обиходе, что называется под рукой. За ними не нужно было лезть в глубокие замурованные подвалы, грузить их на десятки подвод, тащить далеко и долго, подвергая в пути многочисленным опасностям. Зачем? Они в Кремле были в самой что ни на есть безопасности, наивысшей во всем государстве. Далее. О книгах никто не знал, а если бы кто о них узнал и даже похитил, то совершенно ничего не мог бы на них заработать, В Кремле хранились такие раритеты, что их нельзя было ни быстро достать, ни где-либо продать. Абсолютно невозможно, повторяю это. Точно так же как сейчас невозможно продать на арбатской толкучке подлинник «Моны Лизы», написанный Леонардо да Винчи. Эти книги не имели тогда товарной стоимости. Их не могли ни продать, ни купить. Ими мог владеть только один человек во всей стране— сам царь. Для всех прочих этих книг будто не было вовсе.

Кроме того, библиотека Ивана Грозного была крайне значительна по числу и весу. Она состояла как бы из трех частей, 1. Книги, собранные князьями: Иваном Калитой, Дмитрием Донским, Василием Темным, Иваном III и Василием III. 2. Книги, привезенные Софьей Палеолог. 3. Книги, которые дарили самому Ивану Васильевичу, и которые изготавливались для него лично и покупались для его нужд в других странах. Книги, собранные с 1396 по 1527 год, были в основном церковными трудами и богослужебными рукописями, написанными на латинском и греческом языках.

Книги, привезенные Софьей Палеолог, являли собой рукописные манускрипты на тонком пергаменте и зачастую имели роскошные драгоценные переплёты. Авторы этих рукописей — люди весьма известные в древней истории: полководец Юлий Цезарь, знаменитейший римский оратор — Цицерон, историк Тацит, первый византийский император — Юстиниан, поэт Вергилий, знаменитейший римский юрист Папиниан, римский император — Феодосий Великий. Список можно продолжать очень долго. Ценность их так громадна, что установить ее воистину невозможно. Так, например, греческий историк Полибий написал 40 томов «Всеобщей истории*. Полностью они не сохранились нигде. Возможно, они все еще лежат в тайнике под церковью Святого Лазаря. Возможно...

Остальные тома были либо куплены специально для царя, либо подарены ему. Например, римский папа прислал в дар в 1576 году роскошную книгу о Флорентийском соборе. Стефан Баторий подарил Ивану IV книгу, изданную в Германии, «История князей русских». Книги тогда считались истинно королевским подарком, ибо по большей части были уникальны. И многие из этих фолиантов имели оклады, украшенные золотом и драгоценными камнями. Некоторые такие книги весили до 60 кг и переносились на индивидуальных носилках. И эти драгоценные книги Иван Грозный поволок бы за сотни километров, подвергая их опасности пострадать от дождя или воров? Нет, ни за что! Они остались там, где и лежали до этого в течение многих, многих лет.

Что же нам теперь известно доподлинно? Известно, что в подвалах церквей Спаса на Бору и Святого Лазаря имелись глубокие, качественно сделанные подвалы, сложенные из белого дорогомиловского камня. Известно, что подвалы эти размуровывались трижды: в 1472, 1518 и 1565 годах. Известно, что тайник был расположен рядом с царскими покоями. То есть всего два места подходили под такое определение. Это все те же два старинных храма.

Церковь Рождества Богородицы находится на втором этаже Теремного дворца. Под этой церковью находилась другая церковь — Святого Лазаря. Иными словами, верхняя церковь была построена в 1514 году над старой, нижней, которая во времена Дмитрия Донского называлась храмом Рождества Богородицы, Он был домашней церковью цариц и царевен. Именно в ней погребались умершие великие князья и хранилась великокняжеская казна. С постройкой верхней церкви нижнюю упразднили и затем долгое время, т.е. с 1584 по 1837 год, эта церковь как бы и не существует. В 1837 году при постройке нового кремлевского дворца рабочие случайно пробили отверстие в полу и нашли там некое темное помещение. Это и были остатки церкви Святого Лазаря. Показательно, что древнюю церковь восстановили, а вход в нее сделали со двора церкви Спаса на Бору.

Естественно, что никто и никогда в этой церкви тайников не искал. Церковь Спаса на Бору отстроил князь Иван Калита в 1330 году! При Иване Ш началось строительство каменного дворца, он как раз находился напротив алтаря церкви Спаса на Бору. Рядом с церковью был выстроен Спасский монастырь. Этот монастырь выполнял роль церковно-приходской школы. Там учили грамоте, рисованию икон и переписывали книги. Максим Грек переписывал «Триоди» и другие книги в этом монастыре. Где-то рядом находилось хранилище этих самых книг. Ведь не таскали же их с другого конца города! Все было рядом. Как в современных библиотеках. И абонемент и читальный зал всегда расположены рядом, это вполне нормальный и естественный закон.

Так же было и тогда. Очень разумно, безопасно и удобно. Так, как и должно было быть. А как же! Специально выписанный из-за границы переводчик, особа, находящаяся под покровительством самого царя, он конечно же был допущен в «святая святых»! Он был допущен не только в домашнюю церковь (куда вообще доступ имели единицы), но и в тайное хранилище под ней.

В 1527 году, при Василии Иоанновиче, собор Спаса на Бору был заново перестроен. По своей архитектуре он был прост — невысокий, прямоугольный в плане, и свод его опирался на четыре столпа. Несмотря на многочисленные переделки и ремонты^ надо признать, что теперешний храм остается на том же месте, на том же фундаменте и в тех же стенах, которые были воздвигнуты в 1527 году. В 1836 году под полом была найдена каменная гробница с останками тела и одежды, которую датировали XIV—XV веками. А двойные сводчатые подвалы, о которых говорит пастор Ватерман, должны располагаться много глубже гробниц.

В физике есть хороший принцип «бритвы Оккама». Он гласит (в переводе на общедоступный язык) — «Не ищите новых объяснений там, где можно обойтись старыми». Вот и мы, подводя итог нашим рассуждениям, можем уверенно констатировать следующее. Первое. Так называемая библиотека Ивана Грозного имеет к самому Ивану IV самое опосредованное отношение. Второе. Как всякая совершенно ненужная вещь, «Либерия» (во всяком случае, очень значительная ее часть) была просто-напросто забыта в древнем подвале, никоим образом не связанным с более поздней системой подземных внутрикремлевских коммуникаций. И третье. Вкладывать безумные деньги в ее поиски не нужно. Отыскать ее электронным образом можно всего за день и за гораздо более скромные деньги. Ведь дело здесь вовсе не в поисках как таковых и даже не в их финансировании.

Ведь все люди, не исключая и царей, в своей обычной жизни действуют инстинктивно, исходя все из того же принципа Оккама. А по нему следует, что совершенно незачем куда-либо таскать неподъемную библиотеку, если она и так хорошо лежит. Закон жизни, уж тут ничего не поделаешь. И, следовательно, если библиотеки не окажется в указанном нами месте, то далее искать совершенно бесполезно — значит, ее уже нет на этом свете. Значит, одна из многочисленных гипотез, предполагающая, что «Либерия» все-таки погибла, оказалась верной. Впрочем, поскольку радикально продвинуть поисковое дело «исчезнувшего» собрания книжных уникумов могут только высшие лица нашего государства, то у нас почти нет надежды на то, что они когда-нибудь обратят внимание на эту маленькую проблему. Так что вопрос о принципиальном наличии и состоянии книг в церковном подвале так и останется в подвешенном состоянии. Но, может быть, это и к лучшему.



Статьи

Необычные истории